Ювелирные техники: мокуме-гане.

IMG_00373

На этот раз я постараюсь рассказать об одной из самой захватывающей технике художественной обработки металла — о мокуме-гане. Этим смешным для русского уха словом обозначается технология, позволяющая смешивать в неразрывное целое разные по своим свойствам металлы, получая при этом прихотливый рисунок из разноцветных слоев золота, серебра, меди, палладия… Рисунок — сложнейшее переплетение кругов, волн, полос , напоминающий и структуру дерева, и шкуру зебры или ягуара, и песчаные дюны, и радужные сны, и нашу запутанную жизнь.

Само слово «мокуме-гане» — японское, означающее, дословно, «металл с текстурой дерева». Техника эта родилась в средневековой Японии. Кто-то говорит, что из-за того, что в Японии жили самые выдающиеся мастера и художники того времени, а кто-то, что из-за того, что местные сегуны были сильно жадными и не хотели тратить много золота и серебра, а требовали с работников результат не хуже, чем у китайского императора. Вот и приходилось златокузнецам исхитряться и соединять дорогие золото и серебро с дешевой медью. Правда, опять, конечно же, где-то посередине. Действительно, островная Япония относительно бедна залежами серебра и золота и почти весь драгоценный металл ей приходилось покупать в соседних Китае и Корее. Поэтому он был очень дорог и использовался очень экономно, и только в самых ответственных работах. Но только талант неординарного мастера мог создать такую технику, в которой бы соединялись потрясающая красота и экономический эффект. Правда, за счет людского ресурса, ну да кто его тогда считал.

В настоящее время основными металлами, которые используются в создании украшений из мокуме-гане, являются золото разных проб и цветов, серебро, чистая медь, палладий, а так же такие экзотические сплавы, привет Японии, как шакудо — сплав меди с добавлением 2-10 % золота и шибуичи — сплав 3/4 меди и 1/4 серебра. Разные сочетания этих материалов в одной заготовке дают разный декоративный эффект. Например, при соединении серебра и меди можно получить сочетание бело-красных или черно-красных линий, при сочетании золота, серебра и шакудо — сочетание желто-красно-черных, желто-бело-красных или желто-бело-черных линий и т.п.

Изначально мокуме-гане использовалось, в основном, для отделки мечей — гард, эфесов. Своим рисунком оно превосходно сочеталось с булатным узором самурайских клинков. Вообще, в технологии создания булата и мокуме-гане очень много схожего. Только в булате спекаются в единое целое слои стали с разным содержанием углерода, а в мокуме-гане соединяются вместе разные металлы. И вот в этом, как раз, и кроется самая большая, на мой взгляд, техническая проблема в создании мокуме-гане. Потому что не бывает металлов с одинаковыми свойствами: пластичность, твердость, температура плавления. Разница этих и еще кучи других свойств начинает очень сильно мешать мастеру, когда, например, золото, серебро и медь обрабатываются одновременно. И может случиться так, что после многочасовых усилий, сделав одну секундную ошибку, у ювелира вместо чудесного кольца окажется в руках бесформенное нечто.

Но вся сложность создания мокуме-гане для ювелира компенсируется восторгом, когда из под его рук, после многих усилий и неудач, выходит неповторимое украшение, а украшения в технике мокуме-гане воистину неповторимы — не бывает двух одинаковых колец мокуме-гане, как не бывает двух одинаковых срезов агата. Любое колебание пламени горна или незначительный поворот инструмента, ведут узор только им ведомым путем. И задача художника здесь не сделать одну, единственно верную линию, но собрать все линии, подчинить их своему замыслу и создать с помощью этой древней техники новое, только свое, неповторимое украшение.

©Кузнецов Д. (silver-lab.ru)

Комментариев пока нет.

Оставить комментарий