Ювелирные техники: филигрань

222

Филигрань (или по-русски — скань) — одна из древних ювелирных техник и одна из самых популярных. Основные принципы этой технологии очень просты — весь рисунок делается из проволоки разной толщины и с разной фактурой, а затем спаивается в единую вещь припоем.

Почему же у одних ювелиров с верстака выходят шедевры, а у других — вещи, которые сможет носить только мама непутёвого умельца, да и то лишь от бесконечной любви к сыну? Дело в том, что филигрань, с одной стороны, не очень требовательна к оборудованию (её можно собирать инструментом, который может позволить себе любой начинающий ювелир), а с другой — эта техника не прощает ошибок и халтуры в работе, все огрехи горят красным светом и спрятать их невозможно. Поэтому для создания хорошего филигранного украшения в ювелире должны соединиться все добродетели мастера — художественный вкус, аккуратность, усидчивость, ремесленное мастерство. И отсутствие хоть чего-то уже не скроешь никакими технологическими костылями.

Есть много видов скани. Условно их можно разделить на «фоновую», это когда узор напаивается на какую-либо основу и на «ажурную», когда все элементы набора скрепляются только между собой. Фоновая филигрань используется чаще всего для культовых изделий, посуды, настольных статуэток, а так же как основа под эмаль. В украшениях она используется редко из-за своей массивности. Ажурная же филигрань, напротив, лёгкая и невесомая, идеально подходит для изящных женских рук и шей.

К сожалению, кажущаяся доступность этой техники сыграла с ней очень злую шутку. Каждый из нас, наверное, видел кошмарные филигранные украшения отвратительные по качеству, с «дизайном», от которого собаки выть начинают. И теперь многие считают филигрань признаком дурного вкуса. Спешу заступиться за одну из своих любимейших муз. У нее есть великое множество способов для реализации замысла художника и только от ювелира зависит воспользуется ли он ими. Филигрань может быть такой, или такой. Она может быть даже вот эдакой, да-да, это тоже филигрань. Лики её многообразны, а возможности почти безграничны.

На что же нужно обращать внимание при выборе сканного украшения? Во-первых, общие рекомендации. Не беря во внимание эстетику (здесь каждый человек решает для себя сам), все элементы филигранного изделия должны быть тщательно подогнаны  и пропаяны между собой, особенно тонкие части и соединения толстых массивных элементов с легкими. Зазоры между деталями говорят о низком качестве работы. Припой не должен быть виден, так же как и отдельные части работы – украшение должно производить ощущение цельности и законченности, а не «…я его слепила из того, что мимо плыло». Камни, если они есть, должны плотно сидеть на своих местах и не болтаться, если по ним тихонько постучать ногтем. Не лишним будет внимательно рассмотреть обратную сторону украшения. Если с лицевой стороны еще можно замаскировать некачественную работу различными накладными элементами, то с изнанки вещи это сделать почти невозможно. Качественная филигранная работа одинаково хороша и с лица и изнутри.

 И в завершении, небольшой анекдот из жизни, в тему качества филиграни.

-Скажите, пожалуйста, почему ваши серьги так дорого стоят?

-Понимаете, это РУЧНАЯ РАБОТА!

-А почему они такие все косые и кривые?

-Ну, понимаете ли, это же ручная работа…

©Кузнецов Д.

Комментариев пока нет.

Оставить комментарий